Как проходил аукцион
Первый шаг аукциона составлял 141 млн руб., остальные – 200 млн руб. Торги оказались ожесточенными и длились около 40 минут, судя по итоговой цене, было сделано более 120 шагов.
Первой сошла с дистанции ПГК, затем «Енисей капитал». Представитель ПГК не уточнил сумму, после которой компания перестала торговаться.
Что касается организации самого аукциона, то для возможности участия в нем, компании должны были выполнить определенные условия. Так, например, у претендента должно было быть не менее 5 000 грузовых вагонов или контейнерный терминал (терминалы) с совокупным объемом переработки по итогам 2018 г. не менее 50 000 контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Либо доля в размере более 20% акций Трансконтейнера. К участию не допускались компании, среди совладельцев которых есть иностранцы (с долей выше 25%) и российские органы власти (выше 30%), а также те, кто специализируется на морских грузоперевозках (более 50% выручки). Необходимо было также внести задаток в размере 10% стартовой цены, а именно 3,6 млрд руб.
Почему не Енисей Капитал?
До момента аукциона наиболее вероятным покупателем считалась компания Абрамовича и Абрамова (согласно Forbes, состояние каждого из них оценивается в 12,4 млрд долл. и 6,2 млрд долл. соответственно). У бизнесменов были свободные средства на участие в аукционе: в середине марта они вместе с партнерами продали часть акций «Норильского никеля» за 550 млн долл., а затем дважды (в марте и июне) продавали акции Evraz. Таким образом, от всех этих сделок они получили около 60 млрд руб.
Более того, еще в 2018 году гендиректором Трансконтейнера стал Вячеслав Сараев, который до этого возглавлял УК «Межегейуголь», входящую в угольный дивизион группы Evraz. Источники, близкие к разным акционерам «Трансконтейнера», рассказывали, что еще в конце 2018-го «Енисей капитал» договорилась о выкупе 24,84% оператора у ВТБ, который является третьим крупным акционером компании. В январе 2019 г. ВТБ поддержал избрание трех представителей Енисей капитала в совет директоров Трансконтейнера, что дало структуре Абрамовича и Абрамова в итоге 5 из 11 мест в совете.
Тем не менее, покупать контрольный пакет Трансконтейнера любой ценой бизнесмены были не готовы. И более того, бизнесмены даже были готовы продать свой пакет победителю в случае, если Енисей Капитал не выиграет на аукционе.
Финансирование сделки
До проведения аукциона Шишкарев оценивал справедливую стоимость 100% Трансконтейнера в 110 млрд руб. Однако по итогам аукциона он заплатит за компанию больше (исходя из оценки 100% в 120,6 млрд руб.). Капитализация компании на тот момент составляла 116,02 млрд руб., однако после объявления итогов аукциона цена выросла почти на 25%.
Говоря об источниках финансирования для участия в аукционе, согласно словам Шишкарева, 25–30% стоимости пакета будет оплачено из собственных средств группы, а остальная часть — заемными (в качестве кредитора выступит Сбербанк). Таким образом, за победу на аукционе группе «Дело» придется заплатить до 18 млрд руб. собственных средств, а остальные 42 млрд руб. предоставит Сбербанк. Однако участие банка может быть и больше (до 70% всей сделки), если за его счет будет происходить также и выкуп акций у миноритариев. По словам представителя Сбербанка, банк заинтересован в финансировании сектора транспорта и логистики в России, который показывает высокие темпы развития, и предоставлении полного спектра банковских продуктов компаниям отрасли.
Согласно правилам, победитель торгов, получивший контрольный пакет компании, обязан выставить оферту (обязательное предложение на выкуп) остальным акционерам Трансконтейнера. Таким образом, группе «Дело» придется объявить обязательную оферту Енисей капиталу и ВТБ, а также выкупить 0,42% акций с биржи. Цена оферты будет определяться наибольшей из величин — ценой аукциона (в этом случае 50% минус две акции обойдутся примерно в 60,3 млрд руб.) или средневзвешенной ценой на Московской бирже за последние шесть месяцев (около 53 млрд руб.).
Представители Енисей капитала пока никак не комментировали готовность продать свой пакет, а ждут предложение о выкупе, чтобы принять решение о продаже.
Сам Шишкарев не хочет, чтобы ВТБ продавал свой пакет, потому что хочет, чтобы банк помогал ему в дальнейшем развивать компанию. Однако сам банк отказался комментировать данную ситуацию.
Напомним, что ВТБ приобрел долю в Трансконтейнере год назад у группы FESCO, крупнейший акционер которой (Зиявудин Магомедов) в марте 2018 года был арестован по обвинению в организации преступного сообщества. Тогда банк приобрел его пакет, но только лишь с целью посредника и последующей перепродажи, а не с планами дальнейшего развития компании.
Аналитика по сделке
По мнению аналитиков, приобретение Трансконтейнера поможет группе "Дело" стать национальным логистическим транспортным интегратором». Отметим, что у группы «Дело» есть два терминала в Новороссийске, включая контейнерный, а также опыт контейнерных перевозок. Рынок перевозок вагонами стагнирует, а контейнерные перевозки ежегодно растут на 15–20%, что и вызвало повышенный интерес к Трансконтейнеру.
На первый вгляд может показаться, что группа «Дело» заплатила гигантскую цену за Трансконтейнер, однако это не совсем так. Оценка компании исходя из аукциона составила 120,6 млрд руб, при этом EBITDA за год, закончившийся 30 сентября, составила 20,5 млрд руб. Таким образом, получается, что компания оценена в 5,9 EBITDA.
Очевидно, что у «Дела» не возникнет проблем с возвратом потраченных средств при желании, так как это легко осуществимо как за счет дальнейшего размещения на бирже, так и за счет продажи пакета стратегическому или финансовому инвестору.