История FixPrice
Fix Price не был первым и даже первым успешным проектом своих основателей, исторически зарекомендовавших себя как серийных предпринимателей в сфере ритейла и давних партнеров по бизнесу, поэтому коротко перечислим предыдущие проекты основателей.
Начав с оптовой торговли кофе в 90-х, предприниматели диверсифицировали риски типичным для того времени образом. Они начали заниматься розничной торговлей в рамках своего нового проекта – основанной в 1998 г. сети продовольственных магазинов-дискаунтеров "Копейка" (будущей "Пятерочки" в составе X5 Retail Group), из которой полностью вышли в 2007 г., продав свои пакеты банку "Уралсиб". В том же году и была основана сеть магазинов фиксированных цен Fix Price.
Рынок Variety value retail
Российский рынок товаров, реализуемых по фиксированным ценам (variety value retail или VVR), по сути основанный в 2007 году вместе с Fix Price, представляет собой наиболее быстрорастущий сегмент российского ритейла. Так, согласно исследованию Oliver Wyman, в 2017–2020 гг. рынок VVR рос со средним темпом 23% в год и ожидается, что 2018–2026 CAGR составит 19%, что в несколько раз превышает ожидания по росту в России рынка ритейла в целом.
Отметим и низкий уровень проникновения рынка VVR в российский ритейл – 0,5% в 2019 г. против >3,5% для рынков США, Великобритании и Канады. Это только подтверждает мнение аналитиков о потенциале VVR в России.
Еще одной важной для инвесторов особенностью этого рынка в России стало безоговорочное лидерство на нем компании Fix Price, занимающей порядка 93% рынка. Ближайшим конкурентом компании является Home Market с долей рынка менее 5%. Такое стало возможным по причине того, что ни один из конкурентов, выходивших на рынок в разное время (например, Euroshop или "Заодно" (предшественник Home Market)), не смог добиться минимально необходимого масштаба сети, чтобы обеспечить эффективную работу с поставщиками (в первую очередь, с китайскими) и конкурентное ценообразование, а также выстроить эффективную работу с ассортиментом, подверженному в отличие от классического продовольственного ритейла значительной сезонности.
Бизнес-модель
Основу бизнеса Fix Price составляют розничные продажи товаров по фиксированным ценам. Также компания предлагает программу франчайзинга в целях тестирования удаленным регионов или просто локаций, в которых Fix Price отсутствует или присутствует ограниченно, а также неприоритетных регионов. Затем Fix Price может даже выкупать магазины у своих франчайзи там, где это представляется компании экономически целесообразным.
Fix Price реализует в России и остальных странах присутствия адаптированную под реалии развивающихся рынков модель магазина фиксированных цен. Компания предлагает покупателям 6 уровней цен в диапазоне от 50 до 199 руб. с учетом того, что более 80% ассортимента предлагается по цене меньше 100 руб.. Такой подход позволил Fix Price не только в целом сохранить позиционирование как сети дешевых товаров, но и оставаться прибыльной в условиях инфляционной среды России за счет перевода дорожающих SKU в более высокие ценовые группы. Одновременно с этим компания сумела значительно расширить свой ассортимент, предлагая покупателям по состоянию на конец 2020 г. порядка 1 800 SKU в 20 товарных категориях, что положительно сказалось на динамике продаж сети.
Важной особенностью работы с ассортиментом компании является его постоянное обновление: каждую неделю Fix Price вводит порядка 40–60 новых SKU. В целом же, примерно 60% ассортимента магазинов Fix Price обновляется до 6 раз в год.
Еще одной ставкой Fix Price является фокус на непродовольственные товары первой необходимости и дрогери (косметика, бытовая химия, предметы гигиены). Именно на них приходится значительная (около 75%) часть ассортимента компании, в то время как продовольственные SKU представляют в основном товары импульсного спроса вроде снэков. Такое позиционирование позволяет компании избегать прямой конкуренции с дискаунтерами, которые работают в основном в сфере продовольственной розницы, а также использовать более длинные отсрочки в оплате товаров поставщиков, что положительно отражается на генерации компанией операционного денежного потока.
Важным аспектом бизнес-модели Fix Price является работа с поставщиками. В ней компания придерживается принципа минимизации числа посредников за счет прямого выхода на производителей нужной продукции и прямого импорта товаров из Китая, что позволяет ей сводить к минимуму наценку к цене производителя. В целом, порядка 75% закупок компании приходятся на отечественных поставщиков, а четверть – преимущественно на китайских. Также Fix Price в расчетах с поставщиками придерживается принципа минимизации маркетинговых и бонусных платежей. Все эти меры в совокупности позволяют компании не только реализовывать свою уникальную ценовую политику, но и контролировать себестоимость, позволяя генерировать более высокую валовую маржу даже по сравнению с гораздо более крупными федеральными сетями (валовая маржа Fix Price - 32% против 25% у X5 Retail Group, 22% у "Магнита" и "Ленты").
В отношении аренды торговых площадей, компания придерживается asset-light модели, арендуя 100% помещений для своих магазинов. С точки зрения срочности арендных договоров компания стремится к гибкости в пересмотре условий – 60% арендного портфеля представлена краткосрочной арендой. Разбивка между фиксированным форматом аренды и привязкой арендных платежей к обороту магазинов составляет 50% / 50%.
Что же касается логистических центров, то у Fix Price 8 складов, примерно половина площадей которых находится в собственности компании. Также отметим, что средняя площадь магазинов Fix Price меньше, чем у федеральных сетей магазинов у дома как основных конкурентов компании на рынке аренды. Такое позиционирование дало возможность Fix Price получить переговорное преимущество перед арендодателями и, как следствие, более низкие ставки аренды. В целом же, такая политика позволила компании не только добиться гибкости в выборе локаций, но и минимизировать свой CAPEX и арендные расходы.
Отметим, что в силу ценового позиционирования компания практически не развивает онлайн-продажи.
Наконец, продажи компании характеризуются высокой долей собственных торговых марок (СТМ) – порядка 35% в структуре продаж за 2020 г. (выше, чем у X5, "Магнита" и "Ленты"), что также позитивно сказывается на валовой рентабельности операций и генерации денежного потока.
Общий вывод по компании таков: Fix Price за счет работы с ценовой политикой и ассортиментом удалось добиться действительно уникального позиционирования на рынке российского ритейла, когда компания по сути не имеет ни одного прямого конкурента. Однако стало это возможным благодаря тому, что Fix Price выстроила сложно реплицируемую цепочку поставок, основанную на прямой работе с российскими производителями и поставщиками и прямом импорте товаров из Китая, которая также позволяет компании быть одним из лидеров среди российских ритейлеров по маржинальности.
Финансовое состояние компании
Компания демонстрировала ускорение роста продаж в 2019–2020 гг. – 33,0% в 2020 г. против 31,4% в 2019 г. – частично благодаря чистому позитивному эффекту пандемии на бизнес компании, который, впрочем, скорее всего, не будет возобновляемым и, как следствие, представляющим достаточно ограниченный интерес для инвесторов. Гораздо более интересны два других ключевых драйвера выручки: темпы открытия новых магазинов (площадей) и динамика продаж сопоставимых магазинов (like-for-like, или LFL, sales growth).
В 2020 году Fix Price установила собственный рекорд по количеству открытых новых магазинов - 655 магазинов против 571 годом ранее. В результате по состоянию на конец 2020 г. число магазинов сети превысило 4 тыс. в более чем 1 300 городах России и странам ближнего зарубежья с совокупной торговой площадью магазинов сети в районе 890 тыс. кв. м. За рубежом компания представлена в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Киргизстане, Латвии и Грузии.
Темпы роста продаж сопоставимых магазинов Fix Price исторически были двузначными 16 кварталов подряд (19,0% в среднем) и составили 15,8% в 2020 г. против 15,4% в 2019 г. и 18,6% в 2018 г.. Основным драйвером такой динамики в 2020 году стали рекордные темпы роста среднего чека – 17,8% в 2020 году против 7,3% и 7,1% в 2019 и 2018 гг. соответственно. Такая динамика не была уникальна для одного Fix Price, будучи характерной для всего ритейла в 2020 году, отражая поведенческие эффекты пандемии, состоящие в росте среднего чека покупок на фоне уменьшения россиянами частоты посещений магазинов. Трафик, напротив, показал худшую динамику за три года – (1,7%) в 2020 году против 7,6% и 10,7% в 2019 и 2018 гг. соответственно – что также можно объяснить эффектом пандемии на частоту покупок россиян.
Что там по IPO?
Размещение Fix Price представляло собой размещение GDR на обыкновенные акции с первичным листингом на LSE (основной рынок) и вторичным на MOEX и было структурировано как cash-out IPO (то есть по сути выходили текущие акционеры). Такой подход к структуре был продиктован, вероятно, несколькими факторами. Во-первых, выбор иностранной площадки как основной для размещения был вызван необходимостью привлечь иностранный спрос для максимизации объема размещения. Во-вторых, российские компании к 2021 году уже давно ничего не делали на NYSE, а NASDAQ не подходил с точки зрения позиционирования бизнеса, что делало LSE оптимальный выбором для такого эмитента как Fix Price с учетом поставленной задачи, геополитических ограничений и популярности площадки среди инвесторов. Наконец, Fix Price исторически делал ставку на развитие через собственные средства, находя баланс между прибыльностью и ростом сети, что привело к тому, что к своему IPO компания подошла с минимальной долговой нагрузкой и хорошей способностью генерировать кэш, а также asset-light бизнес-моделью и потому не нуждалась во внешнем финансировании для реализации планов своего развития.
Продающими акционерами выступили основатели Сергей Ломакин и Артем Хачатрян (владели по 41,7% в компании), Samonico Holdings Ltd (структура Marathon Group Александра Винокурова, 9,9%), а также GLQ International Holdings Ltd (принадлежит Goldman Sachs, владеющему около 4%). Часть своих акций продал и менеджмент компании.
В роли организаторов размещения выступили инвестиционные банки BofA Securities, Citigroup, J.P. Morgan, Morgan Stanley и "ВТБ Капитал".
Изначально по итогам первых встреч с институциональными инвесторами был установлен базовый объем размещения в количестве 170 млн GDR при ценовом диапазоне от $8,75 до $9,75 за GDR, что соответствовало объему размещения в диапазоне от $1,5 млрд до $1,7 млрд. Структура размещения также предполагала наличие опциона в размере 15% от базового объема.
Потенциальное размещение Fix Price было анонсировано в 15 февраля 2021 г., а уже 1 марта 2021 г. компания объявила о старте букбилдинга и впервые официально озвучила ценовой коридор размещения от $8,75 до $9,75 за GDR, который предусматривал оценку капитализации компании в $7,4-8,3 млрд.
Примечательно, что уже в первый день букбилдинга организаторам удалось подписать книгу заявок на весь предложенный к размещению объем, что свидетельствовало о высокой вероятности размещения по верхней границе. В то же время была вероятность повышения ориентира цены размещения с изначально предложенных $8,75-$9,75 (как это произошло в случае IPO Ozon), однако организаторами был выбран второй возможный вариант в такой ситуации – повышение базового объема размещения примерно на 5% с 170 млн GDR до 178,37 млн GDR.
Такой ход мог быть продиктован первоначальным сообщением компании от 1 марта, в котором она раскрыла информацию о привлечении в сделку якорных инвесторов в лице QIA, BlackRock, GIC и APG, взявших на себя коммитмент участвовать в сделке и приобрести GDR на общую сумму $475 млн.
Таким образом, уже в среду 3 марта инвесторам поступили сообщения от организаторов о том, что заявки ниже верхней границы ценового диапазона рискуют остаться неудовлетворенными, что свидетельствовало о том, что ценой размещения скорее всего станет $9,75 как минимальная цена, на которую ориентировали инвесторов организаторы. Утром 5 марта компания сообщила, что цена размещения была установлена размере $9,75 за акцию, что соответствует капитализации всей компании в $8,3 млрд.
Отдельного обсуждения заслуживает оценка компании. Если брать за основу IFRS 16 EBITDA 2020, то компании удалось разместиться по 17,9x историческому EV/IFRS 16 EBITDA 2020, т. е. с премией к публичным аналогам из развитых стран. В целом, такую оценку можно охарактеризовать как агрессивную, но обоснованную, поскольку компания является более чем уверенным лидером рынка, показывает самые высокие темпы роста продаж среди аналогов, а также имеет очень хорошие маржинальность (выше только у Dollarama с его 28,1% маржой по EBITDA) и cash conversion, что и позволило организаторам нивелировать традиционный дисконт за развивающиеся рынки. Кроме того, фактором в пользу успеха размещения мог послужить предыдущий успех размещения Ozon, которое также первоначально критиковалось за агрессивный подход организаторов к ценообразованию, но в итоге удовлетворило своими итогами всех участников сделки. Также в целом IPO Fix Price оказалось, по сути, единственным способом в обозримом будущем для инвесторов поучаствовать в бурном росте рынка VVR в России.