Что такое Ozon и с чем его едят?
Ozon – один из крупнейших интернет-ритейлеров в России. По итогам 2020 г. продажи товаров через торговую площадку компании составили 195 млрд руб. (рост на 140%). По этому показателю она уступает только Wildberries (437 млрд руб.) и "Ситилинку" (еще нет данных на конец 2020 г., но исторически GMV "Ситилинка" был выше, чем у Ozon).
Ozon был основан в 1998 г. и считается старейшим российским онлайн-ритейлером. У его истоков стояли разработчик программного обеспечения компания "Reksoft" и книжное издательство "Terra Fantastica". Изначально Ozon задумывался исключительно как веб-сервис по продаже книг и видеокассет, однако такая бизнес-модель не смогла завоевать большую популярность среди потребителей. Тогда-то и пришла идея создания универсальной торговой площадки (сетевого магазина), название которой было выбрано по созвучию со всем известным Amazon. Также название "Озон" было выбрано и по смыслу: а-ля когда появляется озон, становится легче дышать (сервис даже сначала так и писали "оЗон" по аналогии с химической формулой озона O3).
Прикольно то, что тогда в России почти ничего не знали и не понимали про онлайн-формат. Сайты с онлайн-витриной работали примерно так: покупатель выбирает товар, бронирует его и едет по указанному адресу с оплатой (сейчас это представляется довольно забавным зрелищем, если честно).
После кризиса 1998 г., Ozon начал активно искать инвестиции для развития. И это было довольно легко: тогда компания выглядела как идеальный кандидат для привлечения венчурного капитала. Более того, после кризиса в страну активно начали инвестировать иностранные инвесторы на фоне дикой недооцененности активов. Тогда-то Baring Vostok и стал акционером Ozon, купив контрольную долю, что впоследствии привело к конфликтам между основателями и новыми акционерами в видении на будущее развитие компании (если интересно почитать немного больше про историю компании, то можно это сделать
тут).
Ozon сегодняНо что же происходит с компанией сейчас? На начало октября 2020 г. количество продавцов в Ozon превышало 18 тыс. (рост относительно того же периода в 2019 г. - более 4 раз). Конечно же, такие результаты объясняются эффектом пандемии (самоизоляция, бла-бла) и бомбичным ростом рынка e-commerce на фоне этого.
В настоящее время сеть Ozon включает порядка
30 сортировочных центров,
8 фулфилмент-фабрик и
более 16 тыс. точек выдачи заказов на территории России. На сайте ритейлера представлено
свыше 6 млн товаров, рассортированных по 24 категориям.
Из отчетности Ozon следует, что за 9 мес. 2020 г. компания получила выручку в размере
66,5 млрд руб. На 30 сентября у интернет-ритейлера было
11,4 млн активных покупателей (на конец 2019 г. – 7,9 млн человек) и
18 100 продавцов (6 400 на конец прошлого года).
Подробности IPO
Ozon объявил о том, что намерен провести IPO на бирже NASDAQ 3 ноября. Изначально компания заявляла, что предложит на IPO 30 млн американских депозитарных расписок в ценовом диапазоне
от 22,5 долл. до 27,5 долл. за бумагу. Таким образом, она могла бы получить
от 675 млн до 825 млн долл. при оценке
4,1-4,9 млрд долл. Однако оказалось, что спрос на IPO был «дикий», а книгу заявок переподписали в первые часы в полтора раза. Затем 23 ноября организаторы IPO сообщили, что заявки с ценой ниже 30 долл. не будут удовлетворены и что объем предложения будет увеличен до 33 млн бумаг.
В итоге IPO состоялось 24 ноября, и в ходе него Ozon привлек 990 млн долл., продав бумаги по
30 долл. за штуку. Иными словами, инвесторы оценили компанию в
6,2 млрд долл. Тем не менее, с учетом private placement в пользу основных акционеров Ozon (АФК "Система" и Baring Vostok) компании удалось привлечь в итоге
1,27 млрд долл. (с вычетом всех комиссий организаторов чистые привлеченные средства составят
1,2 млрд долл.). Книга заявок была переподписана более чем в 10 раз.
Организаторами размещения выступили Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup, UBS, Sberbank CIB, "Ренессанс Капитал" и "ВТБ Капитал".
Откуда такой успех?
Почему же Ozon вызвал такой ажиотаж у не только внутренних, но и зарубежных инвесторов?
Во-первых, Ozon стал пока единственной компанией на российском рынке e-commerce, которая вышла на публичный рынок. Эксперты ожидают умопомрачительные перспективы рынка e-commerce в России на фоне низкой базы: так, например, в России доля электронной коммерции в 2019 году составляла 6% от всего ритейла, в то время как в Китае этот показатель достигал 27%.
Нельзя не отметить, что рынок e-commerce совершил значительный скачок за счет пандемии и связанных с ней ограничений, что сказалось на росте аудитории онлайн-сервисов. Аналитики прогнозируют, что российский рынок e-commerce будет расти на 31-33% ежегодно в период до 2024 года — до 5,5-7,2 трлн руб. в 2024, или 17-19% от розничного товарооборота. И на онлайн-маркетплейсы, как ожидается, придется большая часть дополнительного объема продаж, они будут сильно опережать рост по отрасли в целом.
Тем не менее, нельзя не отметить, что сегодня Ozon - убыточная компания и будет ею еще долго. Так, например, аналитики "Ренессанс Капитала" прогнозируют выход на положительный результат только в 2024 г., как и эксперты из "ВТБ Капитала". Компания не собирается отказываться от своих амбициозных планах развития, что в будущем потребует не меньших капитальных расходов на строительство складов, фулфилмент-центров и т.д.
Ну что ж, интересно понаблюдать, куда это приведет в будущем, но уже можно отметить, что стоимость акций после размещения продолжает устойчиво расти, что является позитивным знаком! (особенно для тех, кто успел прикупить бумаги в самом начале...)