Описание сделкиСогласно заявлению сторон, совместное предприятие будет называться
AliExpress Russia. Основным владельцем новой компании с долей
48% станет
Alibaba Group,
"МегаФон" получит
24%,
Mail.Ru Group —
15%,
РФПИ —
13%. Сделка будет закрыта в первом квартале 2019 года.
Мотивы сторонAlibaba Group: В новом проекте, китайского инвестора может интересовать, в первую очередь, именно доступ к цифровым данным и аудитории. Благодаря партнерству, AliExpress Russia получит доступ к стомиллионной аудитории Mail.ru Group в соцсетях, мессенджерах, почте и онлайн-играх. Среди активов Mail.ru Group – "Вконтакте" и "Одноклассники", многопользовательские игры Warface, Skyforge и др. В результате будет создана единая платформа для социальной коммуникации, игр и покупок.
Mail.Ru Group и "МегаФон": Внесение Pandao в СП, фактического конкурента AliExpress, — один из ключевых вопросов обсуждения между партнерами. Этот проект был запущен в конце 2017-го и работает по аналогичной с китайской платформой схеме. Его продвижение обошлось Mail.Ru Group недешево: по итогам прошлого года интернет-холдинг занял 24-е место в рейтинге крупнейших рекламодателей в России (по итогам 2016-го компания занимала 127-е место). Но по количеству посетителей Pandao намного отстаёт от Aliexpress. По данным SimilarWeb, в августе 2018 года количество посетителей сайта Pandao составило 3.6 млн, а AliExpress (в России) — 188 млн. пользователей.
Кроме того, СП поможет выходу российских игроков на глобальные рынки. Таким образом, первым этапом реализации сделки может стать глобализация более сотни российских брендов, и платформой для этого выступит AliExpress.
РФПИ: Фонд расширяет инвестиции в технологический сектор и создал для этого структуру "РФПИ технологии", пригласив для этого аналитиков из Китая, Японии, Сингапура, Европы, Арабских Эмиратов.
ТаргетПо заявлению новых партнеров, компании хотят создать самого крупного онлайн ритейлера в России. На сегодняшний день AliExpress является безоговорочным лидером по онлайн-покупкам россиян, на долю которого приходится около 52% всех зарубежных покупок россиян, т. е. это около 116 млрд руб. (по состоянию на 2017 год).
Совместное предприятие объединит основные потребительские интернет-платформы и онлайн-коммерцию в России. Для предложения российским покупателям расширенного ассортимента высококачественных товаров, произведенных в России, Китае и других странах, и возможности выбирать товары из любого ценового сегмента партнеры планируют использовать глобальную экосистему Alibaba Group. Еще одним преимуществом единой платформы станет предоставление российским компаниям малого и среднего бизнеса доступа к клиентской базе Alibaba Group, которая насчитывает порядка 600 млн человек на всех ведущих рынках мира.
Уже в феврале 2019 года AliExpress объявил о запуске продаж товаров через социальную сеть "Вконтакте". Пользователи смогут приобретать товары, не покидая соцсеть, через приложение AliExpress на платформе VKApps. Оплачивать покупки можно будет с помощью VK Pay, банковских карт или электронных кошельков.