Предыстория сделки HeadHunter был основан в 2000 году предпринимателями
Михаилом Фролкиным и
Юрием Вировицем. Тогда сервис назывался National Job Club (название HeadHunter появилось позже в 2003 году) и был частью кадрового агентства Фролкина People You Need. Первоначальные инвестиции в запуск проекта составили $550 тыс. Сайт зарабатывал таким образом, что предлагал пользователям платный доступ к базе резюме.
В 2007 году
24,5% HeadHunter приобрела
Mail.Ru Group (еще тогда — Digital Sky Technologies, DST) за
$15 млн. Весь HeadHunter был оценен в
$61,2 млн. В 2009 году Mail.Ru Group получила контроль над компанией, а в 2012 году довела долю в ней до 100%. В 2014 году интернет-холдинг продал HeadHunter как непрофильный актив группе инвесторов во главе с фондом прямых инвестиций
"Эльбрус Капитал" за
10 млрд руб. Первые заявления о намерении компании провести IPO прозвучали в декабре 2017 года. В марте 2018 года компания начала готовиться к размещению акций. Однако через месяц США ввели новые жесткие санкции и помешали HeadHunter совершить сделку.
В апреле текущего года компания вновь объявила о своих планах стать публичной. На этот раз окно для события было выбрано удачно. С одной стороны, доклад спецпрокурора Роберта Мюллера уменьшил риски новых санкций, а с другой – сервис успел провести IPO буквально за несколько дней до того, как президент США Дональд Трамп развязал таможенную войну с Китаем и обрушил котировки на американских биржах.
Выход HeadHunter на биржу NASDAQ является первым IPO компании с российскими корнями в США с начала украинского кризиса пять лет назад. В 2013 году там размещались компания QIWI и головная компания Тинькофф Банка TCS Group. Это также первое размещение российской компании на Западе с 2017 года: в последний раз на биржу за рубежом выходил EN+ Олега Дерипаски.
Подробности IPO
Ценовой диапазон размещения был установлен
от $11 до $13,5 за акцию, говорится в проспекте компании. HeadHunter разместила на бирже около 16,3 млн депозитарных акций (ADS) по цене
$13,5 за штуку. Каждая ADS соответствует одной обыкновенной акции компании. Таким образом, в общей сложности в ходе IPO сервис привлек
$220,1 млн. А вся компания была оценена в
$675 млн. Организаторами размещения выступили Morgan Stanley, Goldman Sachs, Credit Suisse, BofA Merrill Lynch, "ВТБ Капитал" и Sberbank CIB.
Мотивы сторон Вырученные в ходе IPO деньги получат владельцы ресурса. Продавать акции будут фонды Highworld Investments (у него 59,99% акций) и ELQ Investors VIII (инвестиционное подразделение Goldman Sachs Group, у него 40%). После размещения доля Highworld Investments сократилась до 40,4%, ELQ Investors VIII Limited — до 27%. Эти акционеры изначально говорили о намерении заработать через IPO, они были четко сфокусированы на этом и знали чего хотели.
9% от привлеченной суммы получит бывший член совета директоров Mail.ru Group, владелец ЮТВ Иван Таврин: акционеры HeadHunter обязались выплачивать ему 9% от любых доходов компании в обмен на отказ от преимущественного права выкупа рекрутера.
Есть ли жизнь после IPO?Акции привлекли невероятно высокий спрос со стороны американских инвесторов: спрос более чем в десять раз превысил предложение.
Первые часы торгов прошли для HeadHunter успешно: уже через 10 минут после старта акции компании подорожали на 12% — до
$15,07 за бумагу. За два дня после IPO ее капитализация выросла почти на четверть до $837 млн. На момент закрытия биржи 18 августа цена акции HeadHunter составляла
$18,75. Таким образом, ее доходность с момента IPO составила порядка 40%.
Что касается дальнейших планов развития, то некоторые аналитики уверены в глобальных амбициях компании, о чем может свидетельствовать выбор биржи. Однако другие эксперты утверждают, что предпочтение американского рынка российскому связано с возможностью привлечь гораздо большую сумму от зарубежных инвесторов. Интерес иностранных инвесторов к IPO сейчас довольно высок, что доказывают IPO компаний Levi`s, Lyft, Eventbrite и Farfetch, книга заявок которых была переподписана в несколько раз. Вместе с этим биржевые инвесторы любят четко сфокусированные монобизнесы: их перспективы и риски гораздо более очевидны по сравнению с интернет-холдингами с их стратегией разложить яйца сразу по нескольким корзинам. HeadHunter как раз полностью сфокусирован на своем сегменте. Компания давно не заявляет о международной экспансии и намерена расти, прежде всего, за счет продвижения своего сервиса в небольшие города и за счет поглощений внутри этого рынка.
По данным J'son & Partners, российский рынок онлайн-рекрутинга в 2018 году вырос на 28% до 10 млрд руб. по сравнению с предыдущим годом. TalanTech прогнозирует, что к 2025 году рынок вырастет до 24,5 млрд руб.